Нефертити: странствие через пески вечности
Опубликованно 18.08.2021 14:25
Ee мoжнo, бeз всякoгo сoмнeния, нaзвaть oднoй изо сaмыx извeстныx жeнщин дрeвнoсти. Тысячи пoсeтитeлeй Гoсудaрствeннoгo музeя в Бeрлинe стрeмятся к нeй, вoплoтившeй в свoeм нeтлeннoм oбрaзe идeaлы жeнствeннoсти, цaрствeннoсти и нeoбычaйнoгo вeличия, пoбeдившиe тысячeлeтия. Ee oбрaз, нaряду с пирaмидaми и улыбкoй юнoгo Тутaнxaмoнa стaл oдним с бeссмeнныx симвoлoв дрeвнeeгипeтскoй цивилизaции. Oнa, пoчитaвшaяся кaк живaя бoгиня сoврeмeнникaми, прoклятaя и зaбытaя пoтoмкaми внoвь "цaрствуeт" в нaшeм мирe, нaпoминaя o нeскoнчaeмoй бoрьбe чeлoвeкa сo врeмeнeм и прoвoзглaшaя нeизмeнный идeaл крaсoты. Ee звaли Нeфeртити.
Eсли пoсмoтрeть нa Eгипeт свeрxу, с высoты птичьeгo пoлeтa, тo пoчти в сaмoм цeнтрe стрaны, в трexстax килoмeтрoв южнee Кaирa мoжнo увидeть мaлeнькую aрaбскую дeрeвню пoд нaзвaниeм эль-Aмaрнa. Имeннo здeсь изъeдeнныe врeмeнeм скaлы, вплoтную пoдoйдя к рeкe, нaчинaют зaтeм oтступaть, oбрaзoвывaя пoчти прaвильный пoлукруг. Пeски, oстaтки фундaмeнтoв дрeвниx сooружeний и зeлeнь пaльмoвыx рoщ - тaк выглядит сeйчaс кoгдa-тo рoскoшный дрeвнeeгипeтский гoрoд Axeтaтoн.
Зимoй 1912 гoдa гeрмaнский aрxeoлoг Людвиг Бoрxaрдт приступил к рaскoпкaм oстaткoв oчeрeднoгo дoмa рaзрушeннoгo гoрoдищa. Вскoрe aрxeoлoгaм стaлo яснo, чтo oни oбнaружили мaстeрскую скульптoрa. Нeзaвeршeнныe стaтуи, гипсoвыe мaски и скoплeния кaмнeй рaзличныx пoрoд - всe этo яснo oпрeдeлялo прoфeссию влaдeльцa oбширнoй усaдьбы. Срeди нaxoдoк внимaниe учeныx привлeк фрaгмeнт лaрцa с нaдписью "Xвaлимый цaрeм нaчaльник рaбoт скульптoр Тутмeс". Oчeвиднo, тaк звaли нaчaльникa мaстeрскoй, вeдущeгo скульптoрa Axeтaтoнa, прoизвeдeния кoтoрoгo прeдстaвлялись нa oдoбрeниe цaря. В oднoй изо кoмнaт пoмeстья рaбoты прoизвoдились с oсoбoй oстoрoжнoстью, - этo былo нeбoльшoe пoмeщeниe, гдe скульптoр xрaнил свoи лучшиe твoрeния.
6 дeкaбря Бoрxaрдтa пoпрoсили срoчнo притопать нa мeстo рaскoпoк. В нeскoлькиx сaнтимeтрax oт стeны в кирпичнoй пыли виднeлaсь чaсть скульптуры. Инструмeнты были oтлoжeны в стoрoну и в xoд пoшли пакши. Oкaзaлoсь - этo выпoлнeнный изо извeстнякa и рaскрaшeнный бюст цaрицы в нaтурaльную вeличину. Тeлeсный цвeт зaтылкa, крaсныe лeнты, спускaющиeся вдoль шeи, темносиний гoлoвнoй убoр. Нaкoнeц, акролиф был пoднят. Oчeнь труднo вырвать. Ant. потерять слова, чтобы передать по сей день великолепие этого портрета царицы Нефертити. Обли с нежным овалом, прекрасно вырисованный небольшой рот, прямой шнобель, прекрасные миндалевидные глаза, чуток прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась инородная частица из горного хрусталя со зрачком изо черного дерева. Высокий сапфировый парик обвит "золотой" повязкой, украшенной "самоцветами". Держи лбу когда-то находился урей - священная змейка, считавшаяся в Египте символом царской начальство.
Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV до этого времени при жизни его родителей - фараона-соль Аменхотепа III и "великой царской супружеская чета" Тейе, неординарный ум, любоначалие и мудрость которой были "притчей изумительный языцах" на всем древнем Востоке. В одном изо дипломатических писем, написанного клинописью получи глиняной табличке царем государства Митанни, располагавшегося в Малой Азии, фараону Аменхотепу IV говорится: "Повально, о чем говорил я твоему отцу, в натуре матери твоей Тейе. Ни один черт другой не знает сего, и ты можешь об этом справиться свою мать:" К одному изо праздников Аменхотеп III подарил жене подлинно царский подарок: потрясающую красотой и богатством летнюю резиденцию - валгалла Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озерцо, засаженное лотосами, с ладьей чтобы прогулок царицы. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тейе была обожествлена пока что при жизни и оказывала колоссальное воздействие на супруга и детей.
Детство Нефертити прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. давно н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали на этом месте с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое поднебесье вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Через пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов, соединяющие храмы и выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Страна пирамид был в апогее своего расцвета. Покоренные народы Сиро-Земля везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, до того любимый египтянами лазурит и произведения ремесла; изо далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом: бесчисленным золотом, которым манером) славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие мануфактура из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые понты и бесценные умащения.
В течение долгого времени египтологи предполагали, который по своему происхождению Нефертити неважный (=маловажный) была египтянкой, хотя ее слава, переводящееся как "Пришедшая раскрасавица" исконно египетское. Однако теперича известно, что ее родителями были египтяне: аристократ Эйе и его супруга Тии были родственниками царицы Тейе и происходили изо среды провинциального жречества с города Коптоса. Упоминание о подобном родстве нисколечко не льстило бы царице. Тии в официальных надписях именовалась лишь лишь "кормилицей Нефертити, великой супружеская пара царя", в то время в духе Мутноджемет, младшая сестра Нефертити, имевшая гражданское состояние придворной дамы, открыто именовала Тии матерью.
Оптом со своим супругом Нефертити образ мыслей Египтом около двадцати парение. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой угоду кому) всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые база древнеегипетской сакральной традиции и оставившей бесконечно неоднозначный след в истории страны: в смену культам богов предков подобру царственной четы пришел с иголки государственный культ Атона - животворящего солнечного диска. Дружно со старинными религиозными устоями исчезли и канонические философия древнеегипетского искусства; пройдя по вине годы утрированного реализма, квалифицированность времени Эхнатона и Нефертити родило тетуся шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.
Днесь, рассуждая о роли, которые играли в обществе египетские царицы, многие видят, в (прежнее всего, золото и экзотичную пухлость восточного гарема. На самом деле многое обстояло (хоть) немного иначе. "Гарема" в классическом понимании сего слова не существовало, младшие царицы жили в своих отдельных резиденциях вблизи с дворцом. Те же, кого тексты именуют "Богородица Верхнего и Нижнего Египта", "великая женка царская", "супруга Бога", "Мишура царя", были, прежде просто-напросто, верховными жрицами, вместе с царем участвовавшими в храмовых службах и ритуалах, и своими действиями поддерживавшими Маат - мировую гармонию. Интересах древних египтян, каждое новое утро - сие повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Альтернатива царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить властитель дум, красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звуком систра - священного музыкального инструмента. Хоть видит око для большинства смертных женщин гражданское состояние "великой супруги царской", обладавшей больший политической властью, основывался вот то-то и оно на религиозных устоях.
Нефертити, одно изо имен которой - Нефернеферуатон - означало "Прекрасны добродетели Солнечного диска", играла важную функция в событиях своего времени. Симпатия была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей положение. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно изо храмовых действ не могло получаться без нее, залога плодородия и процветания всей страны. "Возлюбленная проводит Атона на инерция сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - возле звуке голоса ее ликуют". В одно время, будучи воплощением грозной богини Тефнут, львиноголовой дочери Солнца, карающей преступивших законы, Нефертити часом изображалась с палицей (!), повергающей восставших врагов Египта.
Запретив культы традиционных богов и, доброе старое) (мое всего, вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое кличка на "Эхнатон" - "Имеющий силу дух Атона", и Нефертити основывают Ахетатон - "Глазом не окинуть Атона", свою новую столицу. Норма работ был огромен. Одновременно с этим возводились храмы Атона, дворцы, здания официальных учреждений, складское хозяйство, дома знати, жилища и мастерские. Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а п в них сажали специально привезенные деревья - ожидать, пока они вырастут на этом месте, было некогда. Словно вдоль волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась многословие в прудах и озерах, поднимались в высоту стены царского дворца, подчиняясь царскому приказу. После этого жила Нефертити.
Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым сквозь дорогу. В центре крытого перехода находилось "пространство явлений", в котором царь и эрешкиль появлялись во время торжественных церемоний награждений вельмож. К жилым зданиям царской семьи примыкал изрядный сад с озером, павильонами. Стены были украшены росписями: гроздья лотосов и папирусов, вылетающие с водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Живопись полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими около птицами. Широко применялась позолота, насечка плитками фаянса и полудрагоценных камней. Когда рак еще в египетском искусстве малограмотный появлялись произведения, столь всем сердцем демонстрирующие чувства царственных супругов. Нефертити с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу в колени и придерживая рукой маленькую дщерь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен самый высокий момент этой идиллии - лобызание Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене хоть умри присутствует Атон - солнечный круг с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни.
На равных условиях с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и оставшиеся эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов. Для стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, недалеко - приехавшая с визитом вдовствующая производительница-мать Тейе. Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином. Пирующих развлекает бабий хор и музыканты, суетятся прислуга. Три старшие дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпаатон присутствуют держи торжестве.
Одна лишь Меритатон участвует в сцене парадного выезда родителей в столица: воспользовавшись тем, что отец с матерью увлеклись беседой, девочка подгоняет тростью и (на)столь(ко) уже мчащуюся лошадь. Все та щедрость таланта, с которой художники выполнили сии удивительные рельефные композиции, дает нам уникальную случай хотя бы на миг почувствовать реальную атмосферу, окружавшую царя и царицу, живших три тысячи четыреста планирование тому назад. Эта умопомрачительная число становится еще менее реальной, поздно ли смотришь на краски сохранившихся росписей, которые, есть шансы на, еще только вчера закончил тюбик.
Однако сама религиозная перестройка - суть жизни солнечной четы - простыми египтянами принята приставки не- была. Поправший устои предков агамемнон оказался в изоляции, окруженный восхвалениями и лестью "новой знати" - вельмож, обязанных реформатору своим фантастическим возвышением от случая к случаю из самых низших слоев общества. Древняя сабеизм, всегда являвшаяся основой египетской цивилизации, продолжала действовать в подполье. Даже в самом Ахетатоне, в своих домах простые горожане продолжали подарить кого (взглядом Исиду, Беса, Таурт - хранителей в домашних условиях, материнства, семейного благополучия. О нечеловечески неоднозначном отношении к царю и царице в обществе говорит поразительная открытие - модель царской колесницы, запряженная обезьянами, с обезьяной - возничим и сопровождающей его мартышкой:
Под случай попасть продолжалось недолго. На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась инфанта Макетатон. На стене усыпальницы, приготовленной в скалах в (видах царской семьи, изображено отчаянность. Ant. надежда супругов. На ложе распростерта умершая девочка. Рядом замерли родаки - отец с заломленной над головой рукой, а другой породы рукой схвативший за руку жену, и матя, прижавшая руку к лицу, ровно еще не верящая своей утрате. Пожилая нянька умершей рвется к телу любимицы, удерживаемая юный служанкой. Сцена смерти Макетатон объединение силе переданных чувств, верно, относится к шедеврам египетского рельефа. Немного погодя скончалась и царица-мать Тейе.
Кончина Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У праздник, кого современники называли "красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений: преисполненной красотами" появилась конкурентка. Конечно, у каждого египетского царя было масса жен, однако разница в статусе посередине "великой царской супругой" и дамами изо гарема была колоссальна. Не что иное с этого момента все участливость Эхнатона было сосредоточено держи второстепенной супруге по имени Кийа. Выполнимо, Кийа не была египтянкой. До сей поры при Аменхотепе III в Египет в качестве "залога" политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская гений чистой красоты Тадухеппа. Именно для нее, принявшей в области традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен красивый загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Для изображениях пиров она, без мала ставшая соправителем, иногда показана в короне царя! Правдоподобно, Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.
В ряду тем Нефертити оказалась в опале и провела окурок дней в одном из второстепенных дворцов столицы. Одна с статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса показывает Нефертити бери склоне лет. Перед нами так же лицо, все до сей поры прекрасное, но время поуже наложило на него специфический отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, хоть надломленности. Идущая царица одета в облагающее туалет, с сандалиями на ногах. Утратившая холодность молодости фигура принадлежит еще не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.
В нежели же была причина неожиданной опалы Нефертити и крушения союза, род недуга и взаимные чувства которого воспевались в десятках гимнов? Всему вероятию, основной проблемой царственной четы из чего можно заключить отсутствие сына, который был способным бы унаследовать престол. Дочери Нефертити без- обеспечивали надежность продолжения династической смены руководство. В своем почти маниакальном желании дрюкать сына Эхнатон вступает в браки даже если со своими дочерьми. Жребий посмеялась над ним: старшая донча, Меритатон родила собственному отцу пока одну дочь - Меритатон Ташерит ("Меритатон-младшую"); одна с младших - Ахесенпаатон - еще одну дочечка:
Однако триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Симпатия исчезает на шестнадцатом году правления хатун. Придя к власти, старшая дочечка Нефертити - Меритатон, тотально уничтожила отнюдь не только изображения, но и утилитарно все упоминания о ненавистной обитательнице Мару-Атона, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской устои, подобный акт был самым страшным проклятием, какое хоть было осуществить: не точию имя умершего стиралось изо памяти потомков, но и его душевный порыв лишалась благополучия в жизни загробной.
В 1907 году в Фивах, в Долине царей, некрополе, идеже нашли свой последний пристанище величайшие владыки Египта, экспедицией археолога Айртона было готово загадочное открытие. Каменные ступеньки вели в крохотную гробницу. Бабий саркофаг, валявшийся на полу в резкой форме вырубленной в скале комнаты, был в некоторой части открыт с одного бока. Надо ним в нише стояли цифра канопы - сосуды для внутренностей, выполненные с сливочно-желтого алебастра. Слепок саркофага была уничтожена, имена в надписях в нем - вырезаны. Рядом с саркофагом блистали золотом остатки погребального паланкина царицы Тейе, матери Эхнатона. Среди саркофага находилась мумия молодого мужской пол. Находка стала поводом во (избежание нескончаемой дискуссии. Сегодня только и остается с уверенностью утверждать, что трупец, погребенное в гробнице принадлежало Сменхкара. На кого же был приготовлен муха? Кто была та суффиксы: 1) -ица: учительница, чье красивое, несколько жестокое субъект с таким мастерством запечатлел нате крышках каноп неизвестный ваятель? Кропотливые многолетние исследования показали, почто первоначальной обладательницей сосудов была Кийа. Апотеций несчастной было выкинуто изо саркофага, переделанного и использованного чтобы погребения ее сына. Фантастический взлет и не менее беш конец этой судьбы потрясает. А сколького пишущий эти строки не знаем!
Эхнатон скончался нате семнадцатом году правления. Ему унаследовал Сменхкара, муженек Меритатон, а спустя год, по времени загадочной смерти последнего, - ни в коей мере еще мальчик, двенадцатилетний Тутанхатон. Подо влиянием фиванской знати Тутанхатон возрождает культы традиционных богов и покидает столицу своего отца, изменив эпитет на "Тутанхамон" - "Живое аналог Амона". Религиозная реформа рухнула и исчезла, что мираж пустыни.
Ахетатон был методично разрушен. Когда один изо посланников царя вошел в скульптурную мастерскую Тутмеса, сверху полке рядом стояли банан парных бюста Эхнатона и Нефертити. Видимо, ото первого удара, пришедшегося объединение лицу Эхнатона, соседний акролиф Нефертити упал в песок наземь лицом и остался нетронутым. Эхнатон и его старинны годы были прокляты. Официальные документы последующих эпох именовали его далеко не иначе как "врагом изо Ахетатона". О Нефертити забыли.
Анхесенпаатон, третья доченька Эхнатона и Нефертити, стала супругой юного Тутанхамона, изменив, подчиняясь "новой" идеологии, свое слава на Анхесенамон - "Живет симпатия для Амона". Супруги-ребёнок) процарствовали всего шесть полет. Тутанхамон погибает при загадочных обстоятельствах. Анхесенамон, новобрачная девушка, воспитанная в неге и роскоши дворцов Ахетатона, манию) (волшебного) жезла решается на невероятный исполнение) египетской царицы шаг. В архиве города Хаттусы, столицы государства Хатти, возьми территории которого сейчас находится Блистательная Порта, сохранилось письмо дочери Нефертити, написанное царю этой далекой страны: ":Мои муж умер. Слышала я, как будто у тебя есть взрослые сыновья. Пришли ми одного из них. Я выйду вслед него замуж, и он достанет владыкой Египта". Анхесенамон помешало век. Спустя многие месяцы, властитель Хатти согласился с беспрецедентным предложением египетской царицы и послал сына. Хеттский инфант Заннанза был убит согласно дороге к своей призрачной будущей супруге, став причиной положительно не торжества, но египто-хеттской войны, которую остановила всего страшная эпидемия чумы, разразившаяся в хеттском войске.
Наименование Анхесенамон исчезает из истории, а престольный праздник Тутанхамона унаследовал Эйе, папоротник Нефертити, занимавший в это благоп важнейшие государственные посты. Что, косвенное последнее упоминание о Анхесенамон, самое трогательное изо всех, было обнаружено в 1922 году присутствие раскопках знаменитой гробницы Тутанхамона: ехидина и коршун - символы царской начальство на лбу одного изо золотых саркофагов царя были оплетены маленьким скромным венком с полевых васильков:
Мутноджемет, младшая единомышленница Нефертити, спустя несколько парение ставшая царицей, супругой фараона Хоремхеба, нисколечко не стремилась упоминать о своем происхождении и старшей сестре - супруге "фараона еретика". Чудно, с Мутноджемет повторилась история Нефертити: монархиня тщетно пыталась родить фараону сына-наследника. Во всяком случае вырождение царского дома было бесспорно. Его результат ужасает: в таком случае, что осталось от тела Мутноджемет, было обнаружено нераздельно с мертворожденным ребенком; супруга Хоремхеба скончалась близ тринадцатой (!) попытке зажигать наследника престола.
Неизвестно, якобы закончила дни сама Нефертити. Ее худой не найдена. Один с археологов, ряд лет возглавлявший отрытие в Ахетатоне, пишет, что посредь местных жителей существует повествование о том, что в конце XIX века систематика людей спустилась с гор, неся золотисто-золотой гроб; вскоре после сего у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Испытать эти сведения не посчастливилось. По-прежнему неизвестно, заведомо ли было найдено похороны великой царицы древности. Руины Ахетатона вновь практически забыты; и этак редкие здесь туристы крошки исчезли из-за волнений исламских фундаменталистов в близлежащем городе эль-Минья.
Популярный бюст Нефертити, обнаруженный Борхардтом, в духе и многие другие памятники изо мастерской скульптора Тутмоса были из-под полы вывезены в Германию сразу но после их находки. Другой раз истина открылась, немецкие археологи бери долгое время потеряли ей-ей продолжать раскопки в Египте, что ни говори на этом история великого странствия "преисполненной красотами" чрез тысячелетия не закончилась. Вторая соглашение война внесла в нее нашенский вклад. Памятники музея, а середи них и портреты членов семьи Эхнатона попали в двойка разных собрания, разделенные берлинской стеной. Акролиф Нефертити в синем парике оказался в Западном Берлине; портреты Эхнатона и статья (особь уникальный незавершенный скульптурный волос в волос Нефертити, изображающий царицу до этого часа совсем молодой - в Восточном. Вовремя, несколько послевоенных лет "юная" Нефертити гостила в Санкт-Петербурге. Милица Эдвиновна Матье, редчайший российский египтолог, руководила в тетька годы Отделом Востока Государственного Эрмитажа. Через несколько лет после того, как бы Нефертити возвратили Германии, возлюбленная писала: "Несмотря на эскизность, портрет царицы производит глубокое, незабываемое чувство. Он весь полон дыханием жизни, и сия жизненность так сильна, а даже забывается отсутствие глаза. Поразительно было мастерство то верно гениального скульптора, создавшего сии веки, эту легчайшую моделировку щек, висков, немножечко улыбающийся нежный рот с чудесными углублениями вокруг губ. Чтобы оценить работу мастера, головку необходимо постепенно поворачивать, и только тут удивительная тонкость уверенной моделировки становится ощутимой и выступают и старый и малый новые и новые совершенства сего прелестного лица".
Весной 1995 годы в Египетском музее Берлина в первый раз после 1939 года прошла сенсационная передвижка вновь объединенной египетской коллекции, центром которой стали по новой встретившиеся Эхнатон и его "преисполненная красотами" сопружница. История "земного странствия" Нефертити, как видится, подошла к концу, хотя многие загадки, связанные с ее жизнью, часа) еще не раскрыты.
С того времени, порой ее земное странствие началось, прошли века. Бесконечные синие воды Нила безвыездно так же рассекают пески и зеленеющие пшеничные полина рядом с деревушкой эль-Амарна. По мнению периметру бывшей столицы египетского царства сохранились высеченные получи скалах пограничные стелы. Для них - Эхнатон, Нефертити и их дочери поклоняются восходящему солнцу. Далее рельефа стелы покрыты ровными строками иероглифов: "На правах живет мой отец, Атон стопудовый, живой! Я сотворю Ахетатон угоду кому) моего отца на этом месте: которое спирт сам сотворил:"
Глядя получай развалины Ахетатона и выдающиеся памятники искусства, разбросанные соответственно многим музеям мира, нечаянно задаешься вопросом: что осталось ото всех этих столь удаленных через нас событий, трагедии царского у себя и человеческих судеб, занесенных песком? Почитай, немало: нетленность искренних человеческих чувств, потрясающий своей красотой вылитый древней царицы и пожелтевшие листки дневника Людвига Борхардта, какой, увидев портрет Нефертити в зачинщик раз, записал на бумаге всего делов одну фразу: "Описывать зря, - смотреть!"
Категория: Туризм