Христиане в Египте
Опубликованно 24.07.2021 04:30
Нaкoнeц-тo кoптaм вoздaли дoлжнoe
Альма-матер aрaбскoгo мирa в Пaрижe рeгулярнo устрaивaeт выстaвки, пoсвящeнныe культурaм стрaн Ближнeгo Вoстoкa и Мaгрибa.
Нa этoт рaз здeсь рaсскaзывaли o xристиaнскoм мирe кoптoв. Пoд сим имeнeм пoдрaзумeвaют xристиaн нe тoлькo Eгиптa, нo и сoсeднeй Эфиoпии. Кaк ни стрaннo, нo пoсвящeннaя им выстaвкa, oбъeдиняющaя кoллeкции стoль мнoгиx стрaн, прoвoдилaсь впeрвыe. Кoпты, сoстaвляющиe пo разным оценкам ото 10 до 20 процентов египетского населения (больше всего реальной считается цифра в 10 - 12 млн. лицо, среди известных коптов - крутившийся генсек ООН Бутрос Бутрос Гали), одними с первых приняли христианство: в их храме в Александрии хранится выпуск мощей Марка, который прибыл семо около 47 - 48 года и был замучен по времени римлянами за распространение христианства.
Александрия в начале нашей эры была одним изо центров Средиземноморья, местом, идеже встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры. Вследствие деятельности возникших здесь первых христианских поселений починок оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. По слухам, что именно александрийская рассадник богословия (Климент, Ориген, Кира) пыталась привить христианству концептуальный язык. Сегодня вблизи Александрии расположены четверка самых известных монастыря Египта, стократ в праздничные дни стекаются и верующие, и ценители искусства. Наравне раз копты подарили христианскому миру иночество - оно возникло здесь еще в III в. С другой стороны, вблизи Файюма нашли древнейший отрывок Библии - так называемый "риланский", размером с почтовую марку и датированный эталонно 135 годом.
Свое летосчисление копты ведут ото 284 года, начала "эры мучеников", часом на престоле Римской империи воцарился преследовавший Хрися Диоклетиан. На последующие столетия надобно расцвет коптской культуры. Чай какое-то время православие оставалось официальной религией в Египте, только даже спустя более века по времени арабского завоевания страны в 639 - 641 годах место коптов оставалось относительно благополучным: насильственного отказа ото христианства никто от них безвыгодный требовал. Коптский язык использовался и в официальных документах. Хотя уже при Аббасидах (750 - 1258) оживление коптов становится более тяжелой. При всем желании угодить моим критикам они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после этого 850 года, усложняют их должность, но не настолько, затем чтоб копты исчезли окончательно.
Чтобы путешественники XVI и XVII веков столько раз писали об удивительном христианском меньшинстве средь мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает подле полутора веков. Достаточно возговорить, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Страна пирамид римлян и коптов вовсе безлюдный (=малолюдный) находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели бесчисленно лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены посереди парижскими и каирскими собраниями. Малиново, что еще одно вошедшее в историю археологии эпитет связано с Россией: Владимир задник Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А.С. Пушкина.
В Париже выставили привычные на музейных залов вещи: красный товар и саркофаги, иконы и рукописи, скульптуры и детские проказа. Большинство представленных работ происходит с музея коптского искусства в Каире. Опять-таки, и собрания других городов равным образом участвовали в выставке - от Гейдельберга раньше Лиона.
Едва ли безграмотный самое интересное в коптском искусстве - текстиль. Ткали в основном гобеленовой техникой. Середи излюбленных мотивов - подвиги Геракла и пассаж Иосифа. Почему такое странное, казалось бы, союз?
Коптская культура - это диковина сплав египетских, греческих и христианских мифов. Вотан из крупнейших исследователей коптских древностей, Шуруня Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: "Манером), Иустин Философ, или Добромученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно будь здоров общего Иустин находил посередке Христом и Иосифом".
Такая уникальная передвижка неизбежно проходила при полных залах, инда в рабочие дни. Причем двукратно по ходу осмотра общество могла присесть: видеофильм о современной жизни коптов показывали посредине экспозиции, фильм исторический - сделано перед выходом.
После Парижа показ переехала в музей Ephebe умереть и не встать французском Кап д'Агде. А в ноябре в Институте арабского решетка откроется выставка, посвященная культуре Андалузии.
Категория: Туризм