Большое сафари по Сахаре
Опубликованно 13.06.2021 00:30
Вeрблюд oтдыxaeт
Принятo думaть, чтo "кoрaбль пустыни" - вeрблюд. Нe знaю, нe знaю. Мoжeт находиться, гдe-тo oнo и тaк. Нo в тex рaйoнax Сaxaры, чтo прилeгaют к Нилу, нaстoящий "кoрaбль" - 80-мeстный Mercedes "Вeрxнeeгипeтскoй aвтoбуснoй кoмпaнии".
Нa бoрту этoй зaмeчaтeльнoй мaшины eсть всe, чтo нужнo с целью aвтoнoмнoгo плaвaния пo пeсчaным мoрям. Мягкиe сaмoлeтныe крeслa. Кoндициoнeр (кoтoрый, к счaстью, пoчти всeгдa бeздeйствуeт, нo oб этoм пoтoм). Зaпaсы eды и питья. Встрoeнный нa тот или иной пoжaрный случaй туaлeт. И видeoсистeмa, чтoбы сeдoки нe скучaли нa дaльниx пустынныx пeрeгoнax.
Пaссaжир aвтoбусa-экстра нa eгипeтскиx дoрoгax пaрит нaд прoчeй трaнзитнoй публикoй пoчти кaк aнгeл. Душa eгo спoкoйнa. Рaзум нe oтрaвлeн сoмнeниями в блaгoпoлучнoм исxoдe путeшeствия. Нa прeдeльнoй скoрoсти тушa aвтoбусa рaссeкaeт пoтoк мaшин, кaк линкoр - мoрскиe вoлны. Чeтырexкoлeснaя мeлюзгa пoстoрaнивaeтся и дaeт eму дoрoгу.
Крoмe "Вeрxнeeгипeтскoй", в Eгиптe eсть eщe нeскoлькo aвтoбусныx кoмпaний. Arab Union Transport Company бoрoздит 200-килoмeтрoвый кусoк пустыни мeжду Кaирoм и Aлeксaндриeй. Исполнение) Eгиптa ee aвтoбусы - примeрнo тo жe, чтo чтобы Рoссии - "Крaснaя стрeлa". Oни дaжe oснaщeны сoтoвым тeлeфoнoм.
Eщe Arab Union внoсит пoсильный вклaд в пoддeржaниe aрaбскoгo eдинствa свoими рeйсaми в Ливию, Сирию и Иoрдaнию.
West Delta Bus Co. тoжe вoздeлывaeт мaршрут мeжду стoлицeй и Aлeксaндриeй, нe прeнeбрeгaя нaсeлeнным пунктaми пoмeльчe в зaпaднoй пoлoвинe дeльты Нилa и вдoль пoбeрeжья Срeдизeмнoгo мoря. East Delta Bus Co вeзeт с Кaирa нa вoстoк, к Суэцкoму кaнaлу, нa Синaй, дo грaницы с Изрaилeм.
Нo все oстaльнaя стрaнa oт Кaирa дo Aсуaнскoй плoтины, пoрты Крaснoгo мoря и oaзисы Зaпaднoй пустыни - этo вoтчинa Upper Egypt Bus Co. Сoтoвыx тeлeфoнoв в ee aвтoбусax нe вoдится. Нo часть достижения цивилизации доступны людям. И неважный (=маловажный) только людям (об этом - в свою очередь потом).
Как-то ночью с женой ехали автор из Луксора в Каир...
Сильные ощущения
На) этом месте сразу надо кое-что растереть. Почему из Луксора, к чему сие в Каир, зачем ночью?
Все началось с того, ровно наша семья, как и тысячи других русских туристов, сверху недельку прилетела в Хургаду. Но непринужденно валяться у Красного моря нам показалось истощено). Короче, мы собрались в Луксор. Также не слишком оригинальное решение.
Поездка туда входит в стандартный комплект дополнительных развлечений, тот или другой 90% российских туристов послушно покупают у египетской турфирмы, принимающей их в Хургаде. И наш брат могли бы поступить так но. Но, во-первых, тарифы нашего радушного хозяина показались ми немного завышенными. А во-вторых, в его однодневную программу деньги не влезало вечернее представление "Стон и свет" в Карнакском храме, лучшее в своем роде в Египте, ни дать ни взять я слышал.
Городскую автобусную станцию ровно раз накануне затопило. (В пустыне, на самом деле, тоже бывают ливни и локальные наводнения). Билетный будка, омываемый со всех сторон коричневой жижей, выглядел бог несолидно. Впечатление это, как я понял впоследствии, было обманчивым. Междугородние рейсы ходили ни дать ни взять обычно. Но в тот момент, подо влиянием картины стихийного бедствия, я решился однако же отдаться в руки профессионалов туриндустрии. И купил двухдневную экскурсию, хотя только не у нашей принимающей компании, а в конкурирующем турбюро, которое запросило ради услуги процентов на 15 слабее.
Поэтому рассвет мы встретили в пути к Нилу, в тесном микробусе и в замечательной компании: три классических русских бандита, молодых и здоровых, миниатюрная голубица одного из них и пожилая товарищ из Голландии.
Дорога из Хургады в Луксор бежит повдоль Красного моря, потом поворачивает ото него под прямым углом, пересекает пустыню, упирается в Нилка, снова круто заворачивает и идет ужотко вдоль великой реки. Всего слегка больше 200 километров. Но ход их преодоления протекает очень неритмично.
Шоссе в нескольких местах перекрыто полицейскими постами. С утра набитые туристами автобусы, микробусы и зеленый огонек покидают Хургаду огромным караваном. Ранее каждым постом караван замирает самое малое на полчаса. Между постами водители устраивают чего-то вроде сахарской "Формулы-1". Смысла в этой гонке на гумне — ни снопа никакого, потому что в конце концов до настоящего времени достигают Луксора одновременно. Но безупречный промежуточный результат поднимает шофера в собственных глазах.
Земляки оказались чудо) как простодушными ребятами. Неверно было бы сообщить, что они плохо понимали, неизмеримо мы едем. Потому что они ни на лепту этого не понимали. В пути ми пришлось проконсультировать братву по возникшим у нее вопросам. А не более и не менее: в какой стране расположен Луксор (отписка: в Египте) и не является ли вишь тот полицейский пост государственной границей (перворазря ответ: нет). Парни были этак поражены этим потоком сокровенного запас знаний, что на целый день перестали перебраниваться матом.
Однако самые сильные впечатления до этого времени ждали их (и нас) впереди. Пока что водила гнал по относительно свободной пустынной дороге, его лихость почти не действовало на нервишки. Но вот мы выскочили к Нилу, так есть туда, где сконцентрировано до сего времени население Египта и весь транспорт.
Бери 70-километровом отрезке от Кены (идеже пустынное шоссе встречается с рекой) по Луксора я чувствовал себя очень без- в своей тарелке. Не только оттого-то, что на двухполосном шоссе у нас, в случае в чем дело?, был небогатый выбор. Справа - Порядочный канал (это такое мелиоративное воздвижение вдоль Нила, очень глубокое и неудобное к того, чтобы в него падать). А по левую сторону - непрерывный встречный поток машин, у которых для спидометре тоже явно было предпочтительно сотни км/час.
И не в какие-нибудь полгода потому, что наш шофер, вылетая держи чужую полосу, совершал обгоны, чреватые лобовым столкновением.
И безлюдный (=малолюдный) только потому, что неуклюжие телеги лезли подо колеса.
Но еще и потому, как будто именно здесь разморенный жарой комбайнер начал клевать носом за рулем.
"Подлунный мир и звук" в Карнаке - и вправду волшебное фарс. Фрагменты храма друг за другом выступают с темноты и говорят голосами фараонов, повелевших их отстроить.
Могила Тутанхамона оказалась так себя, для настоящего фараона тесновата.
Молодой видный гид, владевший тремя европейскими языками, предлагал ми за жену несколько верблюдов. Однако я решил, что раз мы приехали в Луксор совместно, то и уехать должны так но. И еще я твердо решил, что ни в коем случае ты да я больше не поедем по пирушка сумасшедшей дороге на маленькой машине. Чего) к вечеру второго луксорского дня нас принял в свое утроба броненосец "Верхнеегипетской компании".
Жизнь подтвердила рацион выбора наглядным примером. Недели вследствие две после нашего отъезда в дороге возле Хургады стряслась-таки злоключение. Разбился автобус с туристами из России. Шестеро наших и чичероне-египтянин погибли. Но еще 20 персонажей остались относительно целы. На "рафике" в разэтакий ситуации не выжил бы ноль без палочки.
Лицом к лицу с тараканом
Старт поездки напомнил ми одну басню Козьмы Пруткова:
В горах Гишпании гнетущий экипаж
С кондуктором отправился в вояж.
Испанка, севши в нем, немедленно заснула;
А деятель ее меж тем, увидя тарантула,
Вскричал: "Техник стой!"...
Ну, и в финале произведения колонна убивает насекомое,
"Примолвив: "Денег твоя милость за место не платил!"
У нас конец было не так. Таракан (а без- тарантул), который ехал в столицу тем но рейсом, высунувшись из-за занавески, напугал безграмотный меня, а мою жену. Поймать подонок не удалось. В автобусе она чувствовала себя (языко дома (да, наверное, и считала его своим домом). А свой кондуктор не обратил на схлест с насекомым внимания: у него были ситуация поважнее.
Штаты всех фирм в Египте, соответственно нашим меркам, раздуты. Работу, с которой у нас справился бы Вотан человек, там делают (или безлюдный (=малолюдный) делают) двое. Так в этой стране борются с безработицей.
Коляска автобуса "Верхнеегипетской" на дальних рейсах такой-сякой(-этакий) же, как у "Т-34": четверо. Двум сменных шофера, билетер и официант (действительно, на маршрутах покороче шофер Водан). Но кроме них, еще чернь сотрудников компании разбросана вдоль дороги. Дело некоторых, как я заметил, сводятся к тому, затем чтоб из киоска с вывеской Upper Egypt Bus Co. помахать рукой проходящему автобусу. Кое-кто автобус тормозят и проверяют билеты.
Сии билеты заслуживают внимательного рассмотрения. Мои, например, состоял из трех разноцветных листочков, скрепленных стиплером и покрытых загадочными интересах меня закорючками. Похоже, контролерам ценность этих знаков тоже был безлюдный (=малолюдный) вполне очевиден. На каждой остановке они долго рассматривали мою подорожную, возвращали ее ми и вновь просили для более тщательного изучения, спорили друг с другом, звали в помощь водителей и каких-то людей с улицы. Хотя потом разрешали продолжить путь.
В дневное время на дороги выходят и другие контролеры. В форме и в штатском. Им интересны отнюдь не билеты, а сами пассажиры. Правда, иностранные паспорта они хоть в руки не берут. Дело в часть, что эти бравые парни ищут мало-: неграмотный шпионов, а местных недоброжелателей правящего президента. Занятно, что ночью полиция проезжающих далеко не не тревожит. Наверно, стражи этак думают, что экстремисты перемещаются объединение стране только в светлое время суток.
Возьми дорогах пустыни нет фонарей и светофоров. Зато трескать (за (в) обе щеки) барханы, которые нагло покрывают половину дорожного полотна, здоровенные дырки в этом полотне (а кое-идеже и полное его отсутствие) и скальные выступы: ночной порой они точно такие же черные, делать за скольких и вообще пространство вокруг. Чтобы никак не врезаться во все это и ненаглядный в друга, встречные машины издалека пристреливаются. Завидев наша планета чужих фар, водитель свои выключает ни на полушку (и пару-тройку секунд мчится форвард то ли на ощупь, в таком случае ли по памяти). Потом аппаратура перемигиваются ближним и дальним светом, с успехом расходятся, а тут из-за бугра тож поворота как раз показывается новая товарищ фар (или две-три-четверка), и маневр повторяется раз за одн, час за часом, пока невыгодный рассветет или дорога не кончится. Само собою, и в темноте, где только состояние трассы позволяет, водители держат прыть не ниже сотни.
Билетер тем временем развлекает шофера разговорами и раскуривает для того него сигареты. Не принимая подлинно табличку No smoking, мужская половина пассажиров в свою очередь курит очень добросовестно. Поэтому в кайф, что кондиционер отключен. Он ни следовать что бы не справился с таким численностью дыма. А через открытые форточки кружок замечательно проветривается.
Билетер также меняет в видеомагнитофоне кассеты, в которых к рекламным роликам самой "Верхнеегипетской" приделана анонс стирального порошка, шоколада, краткие религиозные проповеди и фильмы: местные (безбожно драматичные, но сработанные немного объединение-любительски) и голливудские (с арабскими субтитрами и постельными сценами кроме цензуры).
Официант же без устали впаривает пассажирам сухие пайки, прохладительные канареечка и сладости по ценам раза в три вне того, что они стоят ради бортом автобуса.
В свете фар, когда-когда только звезды слабо светились наверху, а по сторонам ночь превратила кончено в одну непроглядную черноту, эти песчаные заносы напомнили ми снежные барханы, которые в это а время года наметает на тракт российского Заполярья. Сходство было тем сильнее полным, что ночью в пустыне из чего следует совсем не жарко. К счастью, пассажиры начали кемарить и бросили дымить. Я захлопнул окно.
Столичные штучки
Каир в первые минуты подавил нас приблизительно, как, вероятно, Москва подавляет визитеров изо Алтайского края.
В любом египетском населенной пункте всенепременно есть площадь Тахрир (т. е. "Освобождения" - имеется в наличии в виду свержение монархии в 1952 году). Хотя каирский Тахрир - главный Тахрир страны. После Освобождения здесь стояли казармы британской армии. Египтяне стерли традиция колониализма с лица земли и создали получай его месте не столько пространство, сколько многоэтажную паутину транспортных развязок. Потоки машин вливаются бери Тахрир со всех сторон скоро, хорошенько перемешиваются и снова разлетаются в неравные концы Каира. Посреди этого хаоса нас и выгрузил луксорский автобусик.
Я решил, что тут-то и кончатся мои странствия, поприще и жизнь. Для того, чтобы подойти к поискам ночлега в египетской столице, недурно было сначала пересечь площадь. В таком случае есть кинуться под колеса. По левую руку и справа от меня имелась ровня светофоров, а прямо передо мной - ажно настоящий живой регулировщик. Светофоры мигали, будочник махал жезлом, но никакого просвета нате шоссе от этого не появлялось.
С удивлением я заметил, яко пешим каирцам просвет и не нужен. Мужской элемент, женщины в мусульманских платочках и даже подростки героически ступали в поток железных чудовищ, ровным медленный пересекали его и невредимые достигали противоположного тротуара.
Со временем я понял, что именно в ровном шаге и заключается суть долголетия пешехода в Каире. Египетские водители, невзирая на их сумасшедшее лихачество, в сущности адски предупредительны и друг к другу, и к пешеходам. Фундамент, чтобы они видели человека получи дороге, а дальше безотказно срабатывает тезис: "не трамвай - объедет".
Любезности каирских шоферов, ходят слухи, сильно способствует добрая народная так принято: линчевать виновников серьезных ДТП получай месте, до появления полиции. Кровавых аварий я в Каире, к счастью, далеко не видел, но представление о том, словно работает народное правосудие, получил. Известный хорошо одетый господин неудачно припарковался и выбил получи заднем крыле другой машины вмятину размером с половину ладони. В считанные минуты сформировалась шумная, с задором жестикулирующая толпа человек в 50 - с прохожих и продавцов ближайших магазинов, вдобавок большинство спорщиков явно не имело связи ни к одному из автомобилей.
Ночлег в Каире на роду написано послала нам замечательный. Выбравшись с площади Тахрир, я сперва потерялся, а потом набрел на Hotel Des Roses. Масть этого места я оценил сразу. Роз засим, правда, не оказалось (так но, как полотенец и туалетной бумаги). Был зато поместительный, с высоченным потолком номер на последнем (восьмом) этаже огромного в домашних условиях, построенного где-то в конце прошлого века. Мушараби, выходящий на оживленную улицу, без упрека подходил для наблюдения за повседневной жизнью простых каирцев.
Рука внутреннего оформления Des Roses можно пикантно назвать спартанским. Единственным его настоящим украшением служит фарфоровая полуобнаженная дева примерно в треть натуральной величины: безлюдный (=малолюдный) то очень большая статуэтка, далеко не то маленькая статуя. Красавица прилегла в обольстительной позе получи и распишись лестничной площадке. Вероятно, уборщики стесняются касаться к этой вызывающе смелой по мусульманским канонам даме. Благодаря этому ее прелести покрыты окаменевшим ото времени слоем пыли. Зато мраморные полы и постельное китайка в Des Roses содержатся в чистоте. И все сии чудеса комфорта стоят всего 40 фунтов из-за двухместный номер с завтраком.
Чуть опосля я оценил и выгоды стратегического расположения отеля. Аллея, на которую выходил наш балкончик, называется Талаат Харб. Это одно изо коммерческих сердец города (у 18-миллионного Каира их, без всяких, несколько). Первые этажи зданий в этом месте - сплошная вереница магазинных витрин, пельменная и кинотеатров. По вечерам Талаат Харб заполняют толпы гуляющих каирцев. В общем, ребром у порога Des Roses можно реализовать повально основные инстинкты российского туриста: угощаться, глазеть по сторонам и совершать поездка. Объекты для людей с более продвинутыми культурными и потребительскими запросами находятся в 10-15 минутах ходьбы: Демотический музей с золотом Тутанхамона, Нил с прогулками сверху фелюгах и пятизвездочные отели с шикарными ресторанами.
Проезд Талаат Харб выводит на круглую зона Талаат Харб. В центре которой высится бронзовое вид самого господина Талаата Харба, общественного деятеля начатки века, основателя Национального банка. Монумент удовлетворенно наблюдает, как вокруг него дата-деньской переходят из рук в щупальцы банкноты с надписью National Bank of Egypt.
Видала агора и события более судьбоносные, нежели походы обывателей соответственно магазинам. На рубеже 40-х и 50-х подпольщики изо организации "Свободные офицеры" решали в местных чайханах, точно делать с опостылевшим королем Фаруком и целиком обнаглевшими англичанами. Имена двух участников тех дружеских посиделок (в результате которых в Египте безвыгодный стало ни короля, ни англичан) в данное время увековечены в названиях ближайших станции подземка: "Насер" и "Садат".
Да, да, в Каире очищать метро. Единственное в Африке. Очень чистое, комфортабельное и дешевое (0,5-0,8 фунта). С тех достопримечательностей, до которых с Талаат Харб безвыгодный дойти пешком, половину можно избороздить на подземке. К сожалению, метро далеко не возит к главному памятнику Египта - Пирамидам. Дабы попасть туда, надо покинуть Каир, проскакать насквозь город Гизу и, наконец, умножиться в деревушку Назлат-ас-Самман. Хотя, где кончается один населенный этап и начинается другой, точно знают не менее местные водители. Улицы, залитые точно по ночам светом электрической рекламы, тянутся непрерывно ото центра египетской столицы до самого подножия фараонских усыпальниц. Самочки пирамиды несколько раз за ноченька тоже вспыхивают разноцветными огнями. Тогда дают представления "Свет и звук", такого а типа, как в Карнаке.
Виски - понтон между народами
Египтяне - дьявольски недеятельный народ. Редкую минуту туристу в Египте приставки не- предлагают что-то купить, все равно куда-то прокатиться, в общем так alias иначе расстаться с деньгами.
Но самую необычную сделку наша сестра провернули с двумя братьями-гизцами (неужели гизянами?) в тот вечер, когда смотрели "Свечение и звук" на пирамидах. Господа невыгодный только даром довезли нас поперед Каира и покатали по городу, хотя и вручили от себя 100-долларовую купюру.
Скелет их интереса заключалась вот в нежели. Братья оказались не дураки пить хорошего спиртного. Но в Египте хайбол, джин и вообще импортный алкоголь облагается жутким налогом. Предусмотрена, как ни, небольшая отдушина - магазины Duty Free. В них всякий иностранец (и египтянин, побывавший за рубежом) ради твердую валюту имеет право затариться качественным "зеленым змием" за божеским ценам. В таких местах дают без- больше энного числа бутылок в одни грабки, а отметка о визите в Duty Free ставится навытяжку в паспорт. Узнав, что мой свидетельство пока чист, братья дали ми сотню и повезли превращать ее в требуемый продукт.
В благодарность выпивохи показали нам, который такое водить машину в Каире. В жизни не, никогда иностранец за рулем безграмотный проедет в этом городе и ста метров. Короче, разве что сначала проживет после этого столько, сколько надо, чтобы быть каирцем.
Процесс движения в самой минимальной степени регулируется стандартными дорожными правилами. Потенциальные проблемы водители снимают постоянным общением не разлей вода с другом: гудками (поэтому гудят безвыездно непрерывно), миганием фар, жестами, голосом. В пиковых ситуациях который-то выскакивает из машины и превращается в импровизированного регулировщика.
Заехали получай рынок Хан-эль-Халили - кварталы лавок, улочки посерединке которыми в лучшем случае пригодны в целях прохода одной легковушки. К тому но они забиты толпами продавцов и покупателей. Промежду которых, однако, умудряются продираться грузовики и телеги. А в оный вечер, на нашу беду, а ещё и мэр Каира инспектировал Хан-эль-Халили. Нервные полицейские перекрывали переулки числом ходу движения египетского Лужкова.
В одном месте я решил, а мы приехали. Прямо в лоб нам вышла другая легковая машина, а между машинами запутались конная фургон и исполинская тележка на человеческой тяге, груженная какими-ведь коробками. Каждый квадратный сантиметр посреди ними был заполнен телами пешеходов. Да нет. Лошадь неохотно подалась обратно. Гора коробок сгинула куда-в таком случае. Машины прижались к витринам, мистическим образом, точь в точь это всегда бывает в Каире, прошли насквозь людей и... разъехались.
Одноцветная стейт
Ночью Каир сверкает всеми цветами радуги. Белым днем он становится желтовато-серым - цвета песчаной пыли, которая со временем покрывает каждый встречный и поперечный городской фасад, какой бы краской его ни покрасили строители. Возьми окраинах дома цвета песка эластично переходят просто в песок. Пустыня начинается напролом в городе. Кроме нее, за окном автобуса отчасти часов не будет ничего. Другой качество - синева моря - покажется только ближе к Хургаде. "Верхнеегипетская шатия" возвращает нас в начальную точку автобусного сафари.
Категория: Туризм