Тайна золотой пекторали


Опубликованно 01.04.2021 05:15

Тайна золотой пекторали

Нaслeдиe Дрeвнeгo Eгиптa oгрoмнo. Нo чтoбы oсoзнaть eгo, нe oбязaтeльнo oбрaщaться к кoлoссaльным aрxитeктурным сooружeниям alias дрeвним тeкстaм. Мoжнo oткрыть цeлый свет (белый) в тoм, чтo для нaс сeгoдня - всeгo всего лишь укрaшeния.

Грoбницa Тутaнxaмoнa, нaйдeннaя Гoвaрдoм Кaртeрoм в 1922 гoду, пo прaву считaeтся oдним изо вeличaйшиx aрxeoлoгичeскиx oткрытий. В xoдe рaскoпoк тысячи вeщeй, сoпрoвoждaвшиx цaря в инoм мирe, внoвь увидeли сoлнeчный свeт - чтoбы рaсскaзaть пoтoмкaм o свoeм влaдeльцe и o тoй эпoxe, в кoтoрую oн жил.

Сoкрoвищa Тутaнxaмoнa - и, прeждe всeгo, мнoгoчислeнныe зoлoтыe укрaшeния - сдeлaли eгo oдним с сaмыx извeстныx eгипeтскиx прaвитeлeй. Oднaкo oбилиe дрaгoцeнныx мaтeриaлoв и сoвeршeнствo ювeлирныx тexник зaчaстую oтвлeкaют нaс oт сaмoгo глaвнoгo - oт тoгo зaмыслa, кoтoрый вoплoщaли в укрaшeнияx дрeвниe мастера. Чай в каждой из пекторалей (нагрудных украшений), браслетов али ожерелий Тутанхамона нет ни одного лишнего элемента. Трендец они состоят из множества символов-слов, которые соединяются в показание о фараоне и его предназначении.

Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано отчество Тутанхамона - Небхепрура, "Владыка превращений солнца". Сие тронное имя, дававшееся царю около восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка по-под задними лапками священного жука - сие иероглиф неб, "владыка". Скарабей с тремя вертикальными черточками читался якобы хепру, "превращения", а солнечный диск по-над головой жука передавал слово Волга, "солнце".

...Родителями Тутанхамона были Эхнатон и монархиня Кийа. Эхнатон правил всего 17 полет, но эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: архаровец возвысил единственного бога - Атона, безоблачный диск, во имя его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы.

Рано или поздно Тутанхамон унаследовал престол, ему было всего ((и) делов 6-7 лет. Видимо, под воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в 4-й годочек царствования юный фараон отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Сии события означали возвращение культуры в традиционное крик и давали надежду на возрождение страны:

"...Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании... Сабантуй по всей земле. Свершились добрые замыслы..."

Сверху одной из пекторалей Тутанхамона представлен порфироносец, сидящий на троне перед крылатой богиней Маат - воплощением знатный упорядоченности. Символом этой богини было легкое, наравне истина, страусовое перо, которое украшает голову Маат. Авторитет протягивает богине знак жизни анх, а та, в свою часть, распростерла свои крылья в жесте защиты и покровительства. Голову фараона венчает голубая тиара хепреш - атрибут военного облачения царя, тот или иной напоминает о многочисленных сценах охоты сиречь повержения врагов, представленных на других предметах Тутанхамона. Сии композиции наделены глубоким символическим значением: приам не просто охотится или подчиняет непокорные народы, в космическом уровне он истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат - регламент и справедливость. В правой руке Тутанхамона - буздыхан хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего вслед своим стадом, а иероглиф этого жезла обозначал магическое информированность, средство исполнения божественного замысла сиа.

Одно изо наиболее впечатляющих украшений юного фараона - милый корсет, закрывавший верхнюю часть тела царя. Сие церемониальное украшение включает три части: колье усех, широкий пояс и две ленты, соединяющие сии элементы. Корсет состоит из множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями круглым счетом, чтобы не стеснять движений царя. Каждая изо пластинок инкрустирована различными камнями - бирюзой, лазуритом, сердоликом али кусочками цветного стекла.

Ожерелье усех было одним с наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло на лицо несколько горизонтальных ниток бус, скрепленных согласно вертикали в широкий воротник, закрывавший штучка и спину владельца. Египтяне часто сравнивали сие украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное с множества бусин, ожерелье усех было кончен бал тяжелым украшением, поэтому оно ежесекундно сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся получи спину и удерживавшим усех на уровне прыщики.

К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, сверху которой юный правитель представлен стоящим накануне Амоном-Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою логово благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона - анх, тавро жизни, которой бог одаряет правителя; в прочий - длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое обрисовывание долгих лет царствования. Позади Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум - Господь Бог с головой сокола, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и гений чистой красоты Иусаас.

Нижняя часть корсета - безграничный пояс - состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих оперенье божественных крыльев, которыми богиня (на правах правило, Нут, Исида или Нехбет) защищала царя. Нынешний орнамент, называемый риши, был жуть популярен в Египте эпохи Нового царства.

Каждое с носившихся при жизни украшений подвешивалось для золотой цепи или ленте, выполненной в томишко же стиле, что и сама пектораль. Серьга одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших и концы в воду ленты и скреплявшихся между собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, понеже они символизировали кратковременный сон, следовать которым следовало радостное пробуждение и экстраполяция жизни.

Этот мотив становится центральным в одной с пар серег Тутанхамона. В круглом медальоне - центральном элементе прибамбасы - расположены фантастические птицы с головой утки и веточка коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые плоскости птиц. Верхняя часть серег напоминает современные серьги-гвоздики. Возлюбленная состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздичка украшают священные кобры, охраняющие правителя.

Мечта Тутанхамона способно рассказать многое о доктрине царской правительство, о мировоззрении древних египтян и даже о личной жизни сего царя. Так, в одном из многочисленных ларцов Г.Кожух обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Буква находка говорит о том, что, невзирая на свои реформы, Тутанхамон сохранил респект и любовь к своему отцу. В другом пожертвование было найдено ожерелье Анхесенамон - возлюбленной сестры и муж и жена юного царя. Обычно в этих украшениях видят единственно драгоценный материал и искусную работу, так пытливый ум увидит в них персона и судьбу правителя.

...Страна возродилась, же судьба была неблагосклонна к юному царю. Его внезапная танатология, наступившая на 10-м году правления, если Тутанхамону было всего 16-17 парение, прервала нить XVIII династии. Могила Тутанхамона было спешным и скромным - заботясь о благе государства близ нехватке средств в казне, юный правитель не успел подготовить для себя роскошной гробницы. Некто был погребен в маленькой усыпальнице, о которой сверх несколько лет попросту забыли. Тем неважный (=маловажный) менее, то, что он есть для своей страны, живет в его памятниках и до сего времени.

"...Не случалось подобного ему посредь доблестных всех стран вкупе. Сведущий как Ра, [умелый как] Птах, постигающий (то) есть Тот, определяющий законы... царек Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обоих Земель... Небхепрура, умиротворивший Обе Поместья, родной сын Ра, любимый его... озолоченный жизнью, долговечностью, счастьем, подобно Волга вечно, вековечно".

Уже 5000 полет назад египтяне научились обрабатывать камни и сп с металлом. Среди наиболее распространенных кондуктор были резьба, чеканка и гравировка. Египетские ювелиры в совершенстве владели и горячей обработкой металла - литьем, ковкой и спайкой. Этак, например, рентгенограмма знаменитой маски Тутанхамона показала, фигли маска состоит из двух частей, удел соединения которых разделяет лицо Тутанхамона получи две равные части.

Многие драгоценные фабрикаты украшались зернью - множеством маленьких гранул, припаянных к поверхности металла. Сии гранулы получали путем выливания расплавленного металла поверх мелкое сито в холодную воду. Опосля, создавая орнамент на поверхности какого-либо фабрикаты, каждую из гранул прикрепляли низкотемпературным припоем.

Одним изо наиболее изысканных приемов египетских ювелиров была мастеровитость перегородчатой инкрустации, при которой к поверхности фабрикаты припаивались узкие полоски металла, образовывавшие тем) ячеек. В эти ячейки вкладывались инкрустации - без промаха подогнанные по их размерам полудрагоценные камни возможно ли цветное стекло. Во время правления Тутанхамона твердые инкрустации стали заменяться стеклянным порошком, каковой при обжиге превращался в однородную массу-клаузоне. Так появилась существующая по оный день техника перегородчатых эмалей.

Излюбленными материалами египтян были благородные металлы - благородный металл, серебро, электр. Их нетленность сделала сии материалы синонимами вечности. Традиционно полимент золота отождествлялся с сиянием солнца, а свечение серебра - с лунным светом. Значение электра - сплава золота и серебра - колебалось в зависимости через пропорционального соотношения этих металлов.

Любимыми камнями египтян были (ни зги-синий лазурит - застывшее ночное небосвод, аллегория почтенной старости и вечности; зеленоватая синь - символ жизненных сил и возрождения; и халцедон, цвет которого был сходен с цветом месяцы - олицетворением вечного движения и жизненной энергии.

Середи искусственных материалов особое место занимал керамика, ставший одним из символов египетской цивилизации. Вплоть по конца Нового царства фаянс использовался ради изготовления лишь сакральных предметов - амулетов, храмовой может ли быть заупокойной утвари. Иногда его использовали угоду кому) имитации более дорогих материалов, и в этом случае спирт принимал на себя символику бирюзы, лазурита другими словами других камней. Но более на) все про все египтяне ценили фаянс как самодостаточный вещество, в котором воплотились идеи о бессмертии и возрождении.



Категория: Туризм