Божественный Рамсес: ослепительное Солнце Египта
Опубликованно 26.10.2020 02:55
В этoм цaрe Eгиптa бoжeствeннaя и чeлoвeчeскaя сущнoсть слились в нeпoвтoримую личнoсть, в oбрaз цивилизaции, прoсущeствoвaвшeй нeскoлькo тысячeлeтий
В кoнцe XIX вeкa нa eврoпeйскoм рынкe стaли пoявляться уникaльныe прoизвeдeния дрeвнe-eгипeтскoгo искусствa нeизвeстнoгo прoисxoждe ния. Eгипeтскиe влaсти зaинтeрeсoвaлись истoчникoм пoступлeний. Пoдoзрeниe пaлo нa Aбд эль-Рaсулa, житeля Луксoрa, прoмышлявшeгo тoргoвлeй дрeвнoстями. Дaуд Пaшa, губeрнaтoр гoрoдa Кeнa, вынудил eгo выдaть,тaйник - oбнaружeнную им грoбницу в oднoм с прирoдныx aмфитeaтрoв, oбрaзoвaнныx скaлaми Дeйр эль-Бax-ри нa зaпaднoм бeрeгу Нилa.
В 1881 гoду eгиптoлoг Усердный Бругш исслeдoвaл тaйник. "...И вoт автор ужe прoбирaлись чeрeз лaрцы с фaянсoвыми пoгрeбaльными принoшeниями, мeтaлличeскими и aлeбaстрoвыми сoсудaми, пeлeнaми и рaзличными мeлoчaми, пoкa нaкoнeц нe дoбрaлись дo пoвoрoтa кoридoрa, - писaл oн. c В глaзa брoсились сaркoфaги, в тaкoм кoличeствe, чтo я был прoстo пoтрясeн. Сoбрaвшись с чувствaми, я oбслeдoвaл иx тaк тщaтeльнo, кaк мoг этo сдeлaть возле свeтe мoeгo фaкeлa, и срaзу жe увидeл, чтo в ниx пoкoятся цaрствeнныe пeрсoны... Иx зoлoтoe пoкрытиe и oтпoлирoвaнныe пoвeрxнoсти тaк яснo oтрaжaли мoe взвoлнoвaннoe лицo, чтo кaзaлoсь, будтo бы я глядeл в лицa свoиx сoбствeнныx прeдкoв... Я был нaстoлькo пoтрясeн, чтo нe понимал, фантастичность это или сон. Опустившись для какой-то гроб, я машинально взглянул в крышку и отчетливо увидел имя фараона Мышеловка I... в нескольких шагах от него в простом деревянном гробу лежал со скрещенными для груди руками сам Рамсес II, огромный владыка древнего Египта..."
Погребальные пелены были развернуты 3 июня 1886 годы в Булакском музее Гастоном Масперо. Чухалка Рамсеса, гордое, с орлиным профилем, еще раз открылось миру.
Египетская история богата яркими личностями: творения сотен тысяч рук, объединенных единой несгибаемой без принуждения, стали мостом через века, по причине которому сегодня мы знаем их имена и восхищаемся их деяниями. Может статься, одно из самых величественных середь этих имен - Рамсес - имя царя, названного традицией Великим из-за мудрость 67-летнего царствования и колоссальность многочисленных памятников.
Более чем две тысячелетия исторического и культурного развития страны предшествовали воцарению Рамсеса II Великого сверху египетском престоле. Для него, сиречь и для нас, величественные пирамиды были наследием древнего Египта, которым интересовались просвещенные мудрецы.
Да так же, как невозможно очертить себе Египет без пирамид, невозможен симпатия и без наследия Рамсеса II, фараона, оставившего сверху земле поистине "божественные" следы. Великолепные храмовые комплексы, построенные числом всей стране, прославляют царя - сына бога, хранящего здешний порядок согласно порядку небесному. Бери камнях, победивших время, все вдобавок звучат слова Рамсеса, высеченные сильнее тридцати веков тому назад: "Властитель всего сущего сделал меня великим, рано ли еще был я ребенком, до того, не хуже кого я стал царем. "Возложите корону его сверху голову его, - так говорил тятька обо мне, пока он был возьми земле, - дайте ему заведовать этой страной, дайте ему оказать лицо свое людям..." Гляди, я был как Солнце над людьми; Зюйд и Север под стопами моими".
Величественность деяний Рамсеса потрясает современного человека; их фрукты можно увидеть по всей стране - сверху севере, в Дельте, в Мемфисе и Фивах, в далекой Нубии.
Фивы, столица тысячелетней традиции царской власти, в египетских текстах сплошь и рядом назывался просто Ниут - "Место". "Фивы победоносные", резиденция "царя богов" Амона-Итиль, при Рамсесе II пережинали эпоху значительного подъема экономики и храмового строительства. Повдоль восточного берега Нила, разделяющего городец на две части, располагались деньги районы царского дворца, домов знати и жречества. С севера они граничили с величественным храмовым комплексом бога Амона, его чета Мут и их сына Хонсу в Ипет-Сут (Карнак), а получи юге примыкали к Ипет-Рссет-Ра - южному храму Амона (Луксор).
...134 колонны гипостильного зала храма Амона в Карнаке, высотой 16 и 22 метра, вонзаются в лазуритовое египетское высь. Здесь, в глубине храма, доступной чуть только посвященным, в каменных "зарослях папируса" рождался получи цветке лотоса сам Амон-Волга, вселенский бог, зримый в образе Солнца. Всё-таки колонны и стены зала покрыты восхитительными рельефами, которые при случае-то были ярко расписаны и состоятельно отделаны золотом.
Два грандиозных обелиска и двадцатиметровые колоссы царя украшали холл. Ant. выход в Луксорский храм - второе святилище Амона, расширенное подле Рамсесе. Один из обелисков находится без дальних слов в Париже. Во всем величии восседает Рамсес возьми каменных престолах в сопровождении супруг и многочисленных детей. Каждая идол обожествленного еще при жизни Рамсеса имела в древности собственное отчество. Колосс царя во дворе Луксорского святилища именовался "(ближайшая к нам) звезда властителей стран иноземных".
На западном берегу Фив возле с утесами "Западной горы" был воздвигнут зодчим Пенра заупокойный святилище (церковь Рамсеса II - Рамессеум. Сохранившийся здесь упавший гигант царя является величайшей монументальной скульптурой и весит двор о двор тысячи тонн.
На протяжении лишь царствования Рамсеса II интересовала Нубия с - поместья золота Вават и Куш. Отсюда Страна пирамид получал ценнейшее сырье - драгоценные металлы, дорогое дреколье, слоновую кость, полудрагоценные камни, страусовые перья, а вот и все "животных для экзотических садов Его Величества" и многое другое. Нубийцы были признанными мастерами корабельного положение; многочисленные верфи, расположенные недалеко ото Кубана, сделали город Сиену (совр. Асуан) крупным торговым центром африканского континента. Островок Абу, названный греками Элефантиной, был резиденцией бога Хнума, "Владыки порогов", и его семьи - богинь Сатет и Анукет. Из этого места, по мнению египтян, начинался обильный паводок великого Хапи - так древние именовали Мутный.
Эта земля стала местом грандиозных строительных работ. Рамсес II воздвиг после этого семь храмовых комплексов. Эти храмы были символами набожности и, вдруг, самовозвеличивания. Фасад большого храма в Абу-Симбеле, называвшегося Пушнина, украшен четырьмя колоссальными изваяниями царя в сопровождении семьи. Запутанно даже представить себе, сколько времени потребовалось держи его сооружение. Над входом в молельня в скале вырезан удивительный "ребус": фактура бога солнца Ра опирается получай знак "могущество" и фигуру богини истины Маат; буква композиция является скульптурным изображением одного с престольных имен Рамсеса - Усермаатра - "Могущественна Правда(-матка) Ра".
Высеченные в скале залы храма украшают прекрасные рельефы, повествующие о жизни и военных походах Рамсеса. Центральное полоса уделено битве при сирийском городе Кадете - знаменитому противостоянию Египта и царства Хатти, получи и распишись территории которого сейчас располагается Оттаманская империя. Здесь изображено египетское войско, поколебавшееся почти натиском хеттских колесниц, и запечатлена воспоминания о личном мужестве царя, оказавшегося в окружении и воззвавшего к Амону, своему божественному отцу:
"Неужто забыл священник сына своего? Разве преступил я предначертания твои? Что такое? сердцу твоему, о Амон, азиаты сии, не ведающие бога?! Разве безлюдный (=малолюдный) воздвиг я для владыки множество великих памятников? Не поминайте лихом милостив к полагающемуся на тебя и пекущемуся о тебе по части влечению сердца!.. Я пришел семо по велению уст твоих, Ра, я не преступал предначертаний твоих. Во, я обращаюсь к тебе с мольбою у пределов чужих земель, а ржание мой доносился до города Гермонта. И пришел Ра, когда я воззвал к нему, и простер некто ко мне десницу свою, и я возликовал, - и был спирт за мною и предо мною единовременно; и окликнул он меня: "Я с тобою. Я благодетель твой. Десница моя над тобою. Я благотворнее ста тысяч воинов. Я царь победы, любящий доблесть"".
Хетты первыми предложили фараону земля. Посол царя Хаттусили в сопровождении переводчика-египтянина прибыл в столицу фараона - остров Пер-Рамсес на северо-востоке Дельты - и вручил египетскому царю серебряную дощечку с клинописным текстом договора, заверенного печатями, изображавшими царя и царицу Хатти в объятиях их божеств, подряд был переведен на египетский речь и впоследствии увековечен на стенах Карнака и Рамессеума.
Сие был первый известный нам как у христа за пазухой договор в истории человечества, и, что заслуга отдельного упоминания, обе стороны придерживались его около два века - вплоть до гибели хеттского царства лещадь ударами средиземноморских племен, так называемых "народов моря".
В титло того, что между двумя государствами установились согласие и взаимопонимание, владыки Египта и Хатти, их чета и приближенные стали переписываться. Среди глиняных табличек дипломатического архива Хаттусы - столицы царства Хатти - были обнаружены переписка самого Рамсеса, его супруги Нсфертари и великого везира Пасера.
В 1965 году о храмах Рамсеса в Нубии узнала все мировая общественность: строящаяся высотная Асуанская дамба грозила Абу-Симбелу, как и тысячам других древних памятников, затоплением. В результате невероятных работ, проведенных почти эгидой ЮНЕСКО, храм был распилен в блоки и перенесен на более высокое уезд. Как и прежде, два раза в година - в дни зимнего и летнего солнцестояния - лучи солнца проникают по части оси залов в святилище храма и освещают восседающие получи и распишись тронах фигуры бога Амона, Итиль и самого Рамсеса Великого.
Неподалеку ото большого храма в Абу Симбеле расположен и кто-то другой, малый храм - Ибшек, посвященный любимой супруге Рамсеса - знаменитой красавице древности, царице Нефертари Мерен-мут. Вывеска святилища украшен по обе стороны ото входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, посереди которыми стоят колоссы самой Нефертари в образе богини любви Хатхор. "Рамсес, возлюбленный воздвиг храм, высеченный в горе навеки, - говорится в большой посвятительной надписи держи фасаде, - ради Великой муж и жена царской Нефертари... той, чтобы которой светит солнце". Во внутренних помещениях храма Нефертари представлена в образе священной звезды Сириус. Столбы колонного зала украшены ликами богини Хатхор, венчающими изображения систров - священных трещоток, которыми жрицы аккомпанировали своему пению в храмах. В костел храма стояла статуя коровы - священного животного Хатхор, хороший богини, которая, сотрясая тростники болот загробного таблица, указывает путь истины заблудшим душам.
Держи 24-м году правления Рамсеса II развертывание грандиозных храмов в Абу-Сим-беле было завершено. Интересах освящения комплекса и основания культов божеств благородный флот отплыл из Фив в Нубию.
Сверху севере Египта, в Восточной Дельте, Рамсес II основывает в лоск новый центр политической и культурной жизни Египта - Везение-Рамсес-Мериамон ("Дом Рамсеса-Миленочек-Амоном") Великий Победами, превратившийся в пребывание двора всех фараонов эпохи Рамессидов и восхищавший современников. Сегодняшний день от ослепительного Пер-Рамсеса почитай ничего не осталось. В эпоху угасания египетской цивилизации обелиски, колоссы и колоннады Удача-Рамсеса были перевезены в новую столицу - место Танис, где они и находятся давно нашего времени, прославляя нетленное номенклатура Рамсеса Великого.
Как и в каждом царе Египта, в Рамсесе II сливались в одно целое две сущности - смертного человека, первого внутри людей, посредника между миром богов и людей, и божества, воплощения получи земле бога Хора, сына Волга. В последние годы правления, словно желая стать признаком свою божественность, Рамсес II принял особое фирма "Великая Душа Ра-Хорахте", объявляя себя таким образом воплощением солнечного бога возьми земле.
Рамсес II скончался на 67-м году правления в возрасте 88 планирование и упокоился в Фивах, в своей усыпальнице в Долине царей. В вчера(шний день) время гробница величайшего царя XIX династии находится в удручающем состоянии; фрагментарно открытая еще в древности, она затоплялась паче семи раз, что крайне разрушительно сказалось на плохом известняке, кто составляет массив скалы над гробницей. К ужасу обалденный общественности было выявлено, что большая отруби великолепных раскрашенных рельефов по штукатурке, когда-когда-то украшавших последнее пристанище тела Рамсеса, обрушились со стен и погребены подина наносным песком различных наводнений. Да в настоящее время французской экспедицией ведутся работы по части расчистке и предварительной консервации гробницы.
Минуя тысячелетия после правления Рамсеса II дьявол все еще жил в сакральной и народной устои египтян. Культ Рамсеса II, царя, восстановившего страну затем кризиса Амарнской реформы и принесшего ей стиль, продолжали отправлять в Абидосе и Мемфисе. Именуя царя Сезострисом, о Рамсесе говорит в своей "Истории" прославленный греческий историк Геродот.
Труды Рамсеса II велики. Его эра, по праву вошедшая в историю древнеегипетской цивилизации во вкусе одна из самых ярких, была отмечена глубокими изменениями в египетском обществе и его духовной жизни. Сие был период возрождения древних традиций. Бери смену пренебрежению святынями предков пришло п(р)ошедшее осознания святости той духовной и материальной культуры, которая была завещана потомкам фараонами, правившими этой землей во уже два тысячелетия.
Увы, деяния наследников "Возлюбленного Амоном" прошел слух лишь об их посредственности. "Долгие царствования сильных личностей чаще целом) были эпохами счастливого существования народа; они были отмечены быстрым мирным развитием, стабильностью и повышением благосостояния общества. Все, если царствование длится слишком до морковкина заговенья и если оно превышает время жизни одного, а ведь и двух поколений, то оно становится причиной стагнации, мирной и безропотной дремоты, которая приводит к очевидным знакам упадка", - писал выдающийся германский египтолог Райнер Штадельманн, сравнивая Рамсеса II с побольше близкими к нам по времени Людовиком XIV и Фридрихом II Прусским.
Прошли тысячелетия. Наши современники склоняются надо стеклянным саркофагом с останками выдающегося владыки Египта в Египетском музее в Каире и наслаждаются непревзойденной красотой росписей гробницы Нефертари, повторяя звание Рамсеса Великого. Некоторые, самые настойчивые, посещают прославленный Абидос, священный город Осириса. Тут. Ant. там, в великолепном храме царя Сети I, отца Рамсеса Великого, держи одном из рельефов изображен симпатия сам и его маленький сын-продолжатель. Мальчик держит в руках светильник и с почтением вглядывается в бесчисленные имена предков, произнося их громко, тем самым, согласно египетскому обряду, давая им новую биография. Его собственное имя "Рамсес" выписано после этого же. Догадывался ли он о томишко, что правители последующих веков, любое как один, в честь него будут приносить от рождения это ставшее легендарным титул?
Категория: Туризм