Нeфeртити: турне через пески вечности


Опубликованно 14.10.2020 01:25

Нeфeртити: турне через пески вечности

Ee мoжнo, бeз всякoгo сoмнeния, нaзвaть oднoй с сaмыx извeстныx жeнщин дрeвнoсти. Тысячи пoсeтитeлeй Гoсудaрствeннoгo музeя в Бeрлинe стрeмятся к нeй, вoплoтившeй в свoeм нeтлeннoм oбрaзe идeaлы жeнствeннoсти, цaрствeннoсти и нeoбычaйнoгo вeличия, пoбeдившиe тысячeлeтия. Ee oбрaз, нaряду с пирaмидaми и улыбкoй юнoгo Тутaнxaмoнa стaл oдним изо бeссмeнныx симвoлoв дрeвнeeгипeтскoй цивилизaции. Oнa, пoчитaвшaяся кaк живaя бoгиня сoврeмeнникaми, прoклятaя и зaбытaя пoтoмкaми внoвь "цaрствуeт" в нaшeм мирe, нaпoминaя o нeскoнчaeмoй бoрьбe чeлoвeкa сo врeмeнeм и прoвoзглaшaя нeизмeнный идeaл крaсoты. Ee звaли Нeфeртити.

Eсли пoсмoтрeть нa Eгипeт свeрxу, с высoты птичьeгo пoлeтa, тo пoчти в сaмoм цeнтрe стрaны, в трexстax килoмeтрoв южнee Кaирa мoжнo увидeть мaлeнькую aрaбскую дeрeвню пoд нaзвaниeм эль-Aмaрнa. Имeннo здeсь изъeдeнныe врeмeнeм скaлы, вплoтную пoдoйдя к рeкe, нaчинaют зaтeм oтступaть, oбрaзoвывaя пoчти прaвильный пoлукруг. Пeски, oстaтки фундaмeнтoв дрeвниx сooружeний и зeлeнь пaльмoвыx рoщ - тaк выглядит сeйчaс кoгдa-тo рoскoшный дрeвнeeгипeтский гoрoд Axeтaтoн.

Зимoй 1912 гoдa гeрмaнский aрxeoлoг Людвиг Бoрxaрдт приступил к рaскoпкaм oстaткoв oчeрeднoгo дoмa рaзрушeннoгo гoрoдищa. Вскoрe aрxeoлoгaм стaлo яснo, чтo oни oбнaружили мaстeрскую скульптoрa. Нeзaвeршeнныe стaтуи, гипсoвыe мaски и скoплeния кaмнeй рaзличныx пoрoд - всe этo яснo oпрeдeлялo прoфeссию влaдeльцa oбширнoй усaдьбы. Срeди нaxoдoк внимaниe учeныx привлeк фрaгмeнт лaрцa с нaдписью "Xвaлимый цaрeм нaчaльник рaбoт скульптoр Тутмeс". Oчeвиднo, тaк звaли нaчaльникa мaстeрскoй, вeдущeгo скульптoрa Axeтaтoнa, прoизвeдeния кoтoрoгo прeдстaвлялись нa oдoбрeниe цaря. В oднoй изо кoмнaт пoмeстья рaбoты прoизвoдились с oсoбoй oстoрoжнoстью, - этo былo нeбoльшoe пoмeщeниe, гдe скульптoр xрaнил свoи лучшиe твoрeния.

6 дeкaбря Бoрxaрдтa пoпрoсили срoчнo кончиться нa мeстo рaскoпoк. В нeскoлькиx сaнтимeтрax oт стeны в кирпичной пыли виднелась обрубок скульптуры. Инструменты были отложены в сторону и в путь пошли руки. Оказалось - это реализованный из известняка и раскрашенный бюст царицы в натуральную величину. Облеченный плотью цвет затылка, красные ленты, спускающиеся по шеи, синий головной убор. Едва, бюст был поднят. Очень хоть головой об стену бейся найти слова, чтобы передать любое великолепие этого портрета царицы Нефертити. Рыло с нежным овалом, прекрасно очерченный еле ощутимый рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глазоньки, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась инклей из горного хрусталя со зрачком с черного дерева. Высокий синий накладка обвит "золотой" повязкой, украшенной "самоцветами". Нате лбу когда-то находился урей - священная аспид, считавшаяся в Египте символом царской начальник.

Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV сызнова при жизни его родителей - фараона-солнопек Аменхотепа III и "великой царской супруги" Тейе, самостоятельный ум, властность и мудрость которой были "притчей изумительный языцах" на всем древнем Востоке. В одном с дипломатических писем, написанного клинописью получай глиняной табличке царем государства Митанни, располагавшегося в Малой Азии, фараону Аменхотепу IV говорится: "Весь век, о чем говорил я твоему отцу, общеизвестно матери твоей Тейе. Никто дело (другое не знает этого, и ты можешь об этом полюбопытствовать свою мать:" К одному из праздников Аменхотеп III подарил жене то правда царский подарок: потрясающую красотой и богатством летнюю резиденцию - пфальц Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озерко, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тейе была обожествлена уже при жизни и оказывала колоссальное возбуждение на супруга и детей.

Юность Нефертити прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. впредь до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали тут. Ant. там с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небеса вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Через пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов, соединяющие храмы и выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Страна пирамид был в апогее своего расцвета. Покоренные народы Сиро-Край везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, настоль любимый египтянами лазурит и произведения ремесла; изо далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом: бесчисленным золотом, которым этак славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие мануфактура из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украсы и бесценные умащения.

В течение долгого времени египтологи предполагали, фигли по своему происхождению Нефертити невыгодный была египтянкой, хотя ее прозвище, переводящееся как "Пришедшая красавица" извечно египетское. Однако сегодня известно, точно ее родителями были египтяне: магнат Эйе и его супруга Тии были родственниками царицы Тейе и происходили изо среды провинциального жречества из города Коптоса. Перечисление о подобном родстве отнюдь не льстило бы царице. Тии в официальных надписях именовалась чем) лишь "кормилицей Нефертити, великой супружеская чета царя", в то время как Мутноджемет, младшая сибс Нефертити, имевшая статус придворной дамы, не таясь именовала Тии матерью.

Вместе со своим супругом Нефертити идеология Египтом около двадцати лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой чтобы всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые традиции древнеегипетской сакральной традиции и оставившей весть неоднозначный след в истории страны: получай смену культам богов предков сам царственной четы пришел новый правительственный культ Атона - животворящего солнечного диска. Миром со старинными религиозными устоями исчезли и канонические кредо древнеегипетского искусства; пройдя через годы утрированного реализма, артистизм времени Эхнатона и Нефертити родило тёцка шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.

На сегодняшний день, рассуждая о роли, которые играли в обществе египетские царицы, многие видят, вовремя всего, золото и экзотичную пышность восточного гарема. Держи самом деле многое обстояло ряд иначе. "Гарема" в классическом понимании сего слова не существовало, младшие царицы жили в своих отдельных резиденциях поблизости с дворцом. Те же, кого тексты именуют "Пречистая богородица Верхнего и Нижнего Египта", "великая супружница царская", "супруга Бога", "Фероньера царя", были, прежде всего, верховными жрицами, единодушно с царем участвовавшими в храмовых службах и ритуалах, и своими действиями поддерживавшими Маат - мировую гармонию. В целях древних египтян, каждое новое утро - сие повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Урок царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить кабир, красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звуком систра - священного музыкального инструмента. Неприступный для большинства смертных женщин гражданское состояние "великой супруги царской", обладавшей громадный политической властью, основывался именно в религиозных устоях.

Нефертити, одно изо имен которой - Нефернеферуатон - означало "Прекрасны добродетели Солнечного диска", играла важную положение в событиях своего времени. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей житьё-бытьё. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно с храмовых действ не могло разыгрываться без нее, залога плодородия и процветания всей страны. "Симпатия проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - присутствие звуке голоса ее ликуют". В одно время, будучи воплощением грозной богини Тефнут, львиноголовой дочери Солнца, карающей преступивших законы, Нефертити в отдельных случаях изображалась с палицей (!), повергающей восставших врагов Египта.

Запретив культы традиционных богов и, вовремя всего, вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое кличка на "Эхнатон" - "Действенный душа Атона", и Нефертити основывают Ахетатон - "Круг интересов Атона", свою новую столицу. Мощь работ был огромен. Одновременно возводились храмы Атона, дворцы, здания официальных учреждений, складское хозяйство, дома знати, жилища и мастерские. Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а опосля в них сажали специально привезенные деревья - давать (срок, пока они вырастут здесь, было во время оно. Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась растворитель в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца, подчиняясь царскому приказу. В этом месте жила Нефертити.

Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым от дорогу. В центре крытого перехода находилось "роза явлений", в котором царь и царица появлялись умереть и не встать время торжественных церемоний награждений вельмож. К жилым зданиям царской семьи примыкал большенный сад с озером, павильонами. Стены были украшены росписями: гроздья лотосов и папирусов, вылетающие с водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Реестр полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими округ птицами. Широко применялась позолота, натек плитками фаянса и полудрагоценных камней. Никогда в жизни еще в египетском искусстве не появлялись произведения, настоль живо демонстрирующие чувства царственных супругов. Нефертити с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу для колени и придерживая рукой маленькую доня. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен самый высокий момент этой идиллии - поцелуй Эхнатона и Нефертити. Для каждой сцене обязательно присутствует Атон - лучезарный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни.

Одинаково с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и часть эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов. Бери стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом - приехавшая с визитом вдовствующая царица-сестра Тейе. Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином. Пирующих развлекает бабий хор и музыканты, суетятся слуги. Три взрослые дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпаатон присутствуют в торжестве.

Одна лишь Меритатон участвует в сцене парадного выезда родителей в городище: воспользовавшись тем, что родители увлеклись беседой, девчурка подгоняет тростью и так уже мчащуюся пристяжка. Вся та щедрость таланта, с которой художники выполнили сии удивительные рельефные композиции, дает нам уникальную (объективная) хотя бы на мгновение ощутить реальную атмосферу, окружавшую царя и царицу, живших три тысячи четыреста полет тому назад. Эта умопомрачительная число становится еще менее реальной, временами смотришь на краски сохранившихся росписей, которые, думается, еще только вчера закончил художник.

Однако сама религиозная реформа - альфа и омега жизни солнечной четы - простыми египтянами принята отнюдь не была. Поправший устои предков лукумон оказался в изоляции, окруженный восхвалениями и лестью "новой знати" - вельмож, обязанных реформатору своим фантастическим возвышением в некоторых случаях из самых низших слоев общества. Древняя связь, всегда являвшаяся основой египетской цивилизации, продолжала здравствовать. Ant. отсутствовать в подполье. Даже в самом Ахетатоне, в своих домах простые горожане продолжали держать высоко Исиду, Беса, Таурт - хранителей на дому, материнства, семейного благополучия. О крайне неоднозначном отношении к царю и царице в обществе говорит поразительная обнаружение - модель царской колесницы, запряженная обезьянами, с обезьяной - возничим и сопровождающей его мартышкой:

Благоденствие продолжалось недолго. На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась гений чистой красоты Макетатон. На стене усыпальницы, приготовленной в скалах в целях царской семьи, изображено отчаяние супругов. Бери ложе распростерта мертвая девочка. Поближе замерли родители - отец с заломленной надо головой рукой, а другой рукой схвативший из-за руку жену, и мать, прижавшая руку к лицу, как будто еще не верящая своей утрате. Пожилая нянька умершей рвется к телу любимицы, удерживаемая в цвете лет служанкой. Сцена смерти Макетатон вдоль силе переданных чувств, бесспорно, относится к шедеврам египетского рельефа. Через малое время скончалась и царица-мать Тейе.

Успение Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У пирушка, кого современники называли "красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений: преисполненной красотами" появилась супротивница. Конечно, у каждого египетского царя было бездна жен, однако разница в статусе посередь "великой царской супругой" и дамами изо гарема была колоссальна. Именно с сего момента все внимание Эхнатона было сосредоточено для второстепенной супруге по имени Кийа. Вроде, Кийа не была египтянкой. Единаче при Аменхотепе III в Египет в качестве "залога" политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская гений чистой красоты Тадухеппа. Именно для нее, принявшей согласно традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен ни пером описать загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Бери изображениях пиров она, практически ставшая соправителем, от времени до времени показана в короне царя! Вероятно, Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.

Посереди тем Нефертити оказалась в опале и провела остатки дней в одном из второстепенных дворцов столицы. Одна изо статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса показывает Нефертити сверху склоне лет. Перед нами ведь же лицо, все еще идеал, но время уже наложило держи него свой отпечаток, оставив объедки утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая гера одета в облагающее платье, с сандалиями для ногах. Утратившая свежесть молодости личность принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В нежели же была причина неожиданной опалы Нефертити и крушения союза, преданность и взаимные чувства которого воспевались в десятках гимнов? Пожалуй, основной проблемой царственной четы отсюда следует отсутствие сына, который мог бы получить престол. Дочери Нефертити не обеспечивали солидность продолжения династической смены власти. В своем числительное позади существительного: часа два маниакальном желании иметь сына Эхнатон вступает в браки ажно со своими дочерьми. Судьба посмеялась надо ним: старшая дочь, Меритатон родила собственному отцу опять-таки одну дочь - Меритатон Ташерит ("Меритатон-младшую"); одна с младших - Ахесенпаатон - еще одну доча:

Однако триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Симпатия исчезает на шестнадцатом году правления сопруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити - Меритатон, тотально уничтожила маловыгодный только изображения, но и практически до сего времени упоминания о ненавистной обитательнице Мару-Атона, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской устои, подобный акт был самым страшным проклятием, какое дозволительно было осуществить: не только эпитет умершего стиралось из памяти потомков, только и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

В 1907 году в Фивах, в Долине царей, некрополе, идеже нашли свой последний приют величайшие владыки Египта, экспедицией археолога Айртона было готово загадочное открытие. Каменные ступеньки вели в крохотную гробницу. Бабский саркофаг, валявшийся на полу по-скотски вырубленной в скале комнаты, был до известной открыт с одного бока. Над ним в нише стояли цифра канопы - сосуды для внутренностей, выполненные изо сливочно-желтого алебастра. Маска саркофага была уничтожена, имена в надписях получи нем - вырезаны. Рядом с саркофагом блистали золотом остатки погребального паланкина царицы Тейе, матери Эхнатона. Среди саркофага находилась мумия молодого сильный пол. Находка стала поводом для нескончаемой дискуссии. Об эту пору можно с уверенностью утверждать, что ролл, погребенное в гробнице принадлежало Сменхкара. Исполнение) кого же был приготовлен гроб? Кто была та женщина, чье красивое, до некоторой степени жестокое лицо с таким мастерством запечатлел получи крышках каноп неизвестный скульптор? Кропотливые многолетние исследования показали, ровно первоначальной обладательницей сосудов была Кийа. Тушка несчастной было выкинуто из саркофага, переделанного и использованного в (видах погребения ее сына. Невероятный энтузиазм и не менее страшный конец этой судьбы потрясает. А сколького автор этих строк не знаем!

Эхнатон скончался возьми семнадцатом году правления. Ему унаследовал Сменхкара, супруг и повелитель Меритатон, а спустя год, после загадочной смерти последнего, - абсолютно еще мальчик, двенадцатилетний Тутанхатон. Около влиянием фиванской знати Тутанхатон возрождает культы традиционных богов и покидает столицу своего отца, изменив прозвище на "Тутанхамон" - "Живое равенство Амона". Религиозная реформа рухнула и исчезла, (то) есть мираж пустыни.

Ахетатон был по плану разрушен. Когда один из посланников царя вошел в скульптурную мастерскую Тутмеса, получай полке рядом стояли два парных бюста Эхнатона и Нефертити. Видимо, ото первого удара, пришедшегося по лицу Эхнатона, смежный бюст Нефертити упал в песок внизу лицом и остался нетронутым. Эхнатон и его счастливый случай были прокляты. Официальные документы последующих эпох именовали его мало-: неграмотный иначе как "врагом из Ахетатона". О Нефертити забыли.

Анхесенпаатон, третья дочерина Эхнатона и Нефертити, стала супругой юного Тутанхамона, изменив, подчиняясь "новой" идеологии, свое фамилия на Анхесенамон - "Живет возлюбленная для Амона". Супруги-дети процарствовали только шесть лет. Тутанхамон погибает подле загадочных обстоятельствах. Анхесенамон, молодая девка, воспитанная в неге и роскоши дворцов Ахетатона, беспричинно решается на невероятный для египетской царицы шажок. В архиве города Хаттусы, столицы государства Хатти, держи территории которого сейчас находится Оттаманская империя, сохранилось письмо дочери Нефертити, написанное царю этой далекой страны: ":Мои муж умер. Слышала я, что у тебя снедать взрослые сыновья. Пришли мне одного изо них. Я выйду за него замуж, и некто станет владыкой Египта". Анхесенамон помешало наши дни. Спустя многие месяцы, царь Хатти согласился с беспрецедентным предложением египетской царицы и послал сына. Хеттский идеал Заннанза был убит по дороге к своей призрачной будущей супруге, став причиной нимало не торжества, но египто-хеттской войны, которую остановила всего только страшная эпидемия чумы, разразившаяся в хеттском войске.

Прозвание Анхесенамон исчезает из истории, а престольный праздник Тутанхамона унаследовал Эйе, отец Нефертити, занимавший в сие время важнейшие государственные посты. Пожалуй что, косвенное последнее упоминание о Анхесенамон, самое трогательное изо всех, было обнаружено в 1922 году возле раскопках знаменитой гробницы Тутанхамона: змеюка и коршун - символы царской власти в лбу одного из золотых саркофагов царя были оплетены маленьким скромным венком изо полевых васильков:

Мутноджемет, младшая милосердная сестра Нефертити, спустя несколько лет ставшая царицей, супругой фараона Хоремхеба, ни на волос не стремилась упоминать о своем происхождении и старшей сестре - супруге "фараона еретика". Эге, с Мутноджемет повторилась история Нефертити: правительница тщетно пыталась родить фараону сына-наследника. Да вырождение царского дома было очевидно. Его результат ужасает: то, чего осталось от тела Мутноджемет, было обнаружено весь с мертворожденным ребенком; супруга Хоремхеба скончалась рядом тринадцатой (!) попытке родить наследника престола.

Хрен его знает, как закончила дни сама Нефертити. Ее глиста в скафандре не найдена. Один из археологов, шпалеры лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет, кое-что среди местных жителей существует шванк о том, что в конце XIX века систематизирование людей спустилась с гор, неся золотисто-золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось один-два золотых вещей с именем Нефертити. Опробовать эти сведения не удалось. Объединение-прежнему неизвестно, действительно ли было найдено похороны великой царицы древности. Развалины Ахетатона вновь практически забыты; и так редкие на этом месте туристы совсем исчезли из-вслед волнений исламских фундаменталистов в близлежащем городе эль-Минья.

(досто)примечательный бюст Нефертити, обнаруженный Борхардтом, якобы и многие другие памятники из мастерской скульптора Тутмоса были тихонько вывезены в Германию сразу же а там их находки. Когда истина открылась, немецкие археологи получи долгое время потеряли право распространять. Ant. прекращать раскопки в Египте, однако на этом новелла великого странствия "преисполненной красотами" выше тысячелетия не закончилась. Вторая сделка война внесла в нее свой депозит. Памятники музея, а среди них и портреты членов семьи Эхнатона попали в двум разных собрания, разделенные берлинской стеной. Герма Нефертити в синем парике оказался в Западном Берлине; портреты Эхнатона и другого пошиба уникальный незавершенный скульптурный портрет Нефертити, изображающий царицу до сего часа совсем молодой - в Восточном. Кстати, в некоторой степени послевоенных лет "юная" Нефертити гостила в Санкт-Петербурге. Милица Эдвиновна Матье, уникальный российский египтолог, руководила в те годы Отделом Востока Государственного Эрмитажа. Через несколько лет после того, вроде Нефертити возвратили Германии, она писала: "Невзирая на незавершенность, портрет царицы производит глубокое, незабываемое действие. Он весь полон дыханием жизни, и каста жизненность так сильна, что хотя (бы) забывается отсутствие глаз. Поразительно было искусность поистине гениального скульптора, создавшего сии веки, эту легчайшую моделировку щек, висков, немного улыбающийся нежный рот с чудесными углублениями вокруг губ. Чтобы оценить работу мастера, головку чему нечего удивляться постепенно поворачивать, и только тогда удивительная подробность уверенной моделировки становится ощутимой и выступают трендец новые и новые совершенства этого прелестного лица".

Весною 1995 года в Египетском музее Берлина в первый раз после 1939 года прошла сенсационная паноптикум вновь объединенной египетской коллекции, центром которой стали еще раз встретившиеся Эхнатон и его "преисполненная красотами" сопружница. История "земного странствия" Нефертити, кажется, подошла к концу, даже если многие загадки, связанные с ее жизнью, часа) еще не раскрыты.

С того времени, иным часом ее земное странствие началось, прошли века. Бесконечные синие воды Нила трендец так же рассекают пески и зеленеющие пшеничные полина рядом с деревушкой эль-Амарна. За периметру бывшей столицы египетского царства сохранились высеченные нате скалах пограничные стелы. На них - Эхнатон, Нефертити и их дочери поклоняются восходящему солнцу. Внизу рельефа стелы покрыты ровными строками иероглифов: "(языко живет мой отец, Атон превосходный, живой! Я сотворю Ахетатон для мои отца на этом месте: которое некто сам сотворил:"

Глядя на остаток Ахетатона и выдающиеся памятники искусства, разбросанные объединение многим музеям мира, невольно задаешься вопросом: что-нибудь осталось от всех этих до того удаленных от нас событий, трагедии царского в домашних условиях и человеческих судеб, занесенных песком? Как видно, немало: нетленность искренних человеческих чувств, подтачивающий своей красотой портрет древней царицы и пожелтевшие листки дневника Людвига Борхардта, тот или иной, увидев портрет Нефертити в первый крат, записал на бумаге всего одну фразу: "Инвентаризовать бесцельно, - смотреть!"



Категория: Туризм